«Человек — это мера всех вещей» — говорил Протагор. Но в мире, где автономные роботы принимают решения быстрее и точнее человека, возникает вопрос: кто теперь становится мерой?
Инженерная психология на стыке с робототехникой ставит перед нами вызов: где заканчивается зона ответственности человека и начинается автономия машины? Мы проектируем сложные системы, которые могут учиться, адаптироваться и принимать решения в условиях неопределённости. Это уже не просто инструменты, это — субъекты технологического взаимодействия.
Парадокс ответственности:
Когда система работает идеально, заслуга приписывается технике. Когда происходит сбой — вину возлагают на человека. Этот феномен описывается как «ирония автоматизации», о которой говорил Лис Хелмс (Lisanne Bainbridge): чем более надёжна система, тем меньше оператор вовлечён в процесс, и тем сложнее ему вмешаться, когда происходит ошибка.
Философский контекст:
Ханна Арендт писала, что «ответственность — это не просто обязанность, это форма свободы». В эпоху автономных машин это утверждение приобретает новый смысл. Как распределить свободу и ответственность между человеком и алгоритмом?
Для размышления:
Когда вы разрабатываете или исследуете систему человек-робот, задайте себе вопрос:
способна ли эта система поддерживать не только эффективность, но и моральную ясность?

Ваш комментарий будет первым